18122010

Нам не дано предугадать…

Каждому читателю известно, что:

— нет литературы «просто так»;

— нет литературы без работы над словом;

— нет литературы, вне времени, вне окружающего мира, вне событий, которые происходят за пределами писательского кабинета;

— нет литературы, которая бы не нашла своего читателя;

— нет литературы, которая бы не породила другую литературу;

— нет литературы, в которой не было бы частички автора…

И при этом, не может быть так, чтобы литературы не было.

Еще со школьной скамьи, с тех самых, вымученных, принудительных, как на расстрел, со-чинений на тему: «Кому на Руси жить…», «Зеленая палочка маленького Левы Толстого…», его же «Огромная дубина народной войны…», череда Онегиных, Ленских, Печориных и княжон Белл, Ростовых, Раскольниковых, Мармеладовых, из которых «Кое-то виноват», а иные не знали «Что делать?». «Отцы и дети», родственники, друзья, просто посторонние люди, а некоторые и вовсе враги, и все в самых разных жизненных перипетиях…

Несчастный школьник. И не всегда «несчастный» в кавычках. Он сжимал, читал и пытался усвоить, или хотя бы запомнить этот огромный объем информации, который, то есть объем, час-тенько почитал и ненужным, и лишним, а то и вовсе вредным, особенно, если в портфеле <ранце, кейсе, сумке> меж учебников притаились… Для разных времен и разных школ, или Артур Конан Дойл, или К.Г. Чистертон, или Кир Булычев, или А.Н и Б.Н. Стругацкие, или Роджер Желязны, или Маркиз де Сад…

Если кто-то вычитал упрек – нет, его нет, и ваш покорный слуга иногда предпочитал «Ду-мам о Былом» «Улитку на склоне», а то и «Пикник на обочине». Каюсь, грешен…

Литература, та или иная, программная или для души, по необходимости или для времяпре-провождения – спасибо тебе. И вот когда литература становиться частью жизни, на нее начинаешь смотреть иначе, и видеть ее начинаешь иначе, и понимание приходит медленно и неотвратимо, как финал…

Существует несколько уровней взаимодействия читателя и текста.

— Известное, все с той же школьной скамьи – содержание. Кто, когда, что сказал, что сделал и т.д. Тот, кто освоил этот уровень, имел в школе твердую «тройку».

— Зачем и почему – это уже следующий уровень, здесь школьные и «четверка», а то и «пятер-ка». Здесь сложнее, но и интереснее, потому что, здесь не только чтение – здесь настоящее исследование, потому что, открывается читателю одна, совсем не простая истина – сказанное <напечатанное> слово, не всегда соответствует своему лексическому значение, а порой, и вовсе, противоречит.

— Следующий уровень, спорный и окончательно неосвоенный не только учениками, но и учи-телями, но и учеными, которые жизнь свою кладут, на то, чтобы понять, а почему Достоев-ский сказал так, а написал так. Почему Пушкин…, почему Фонвизин, почему Чехов… Муче-ники и истинные знатоки литературы, счастливые в своих открытиях, и несчастные в своих заблуждениях. Люди, постигающие силу слова, силу литературы изнутри.

— Историки и литературоведы, связывающие литературное слово и объективную реальность прошлого. Это благодаря им, известны нам, читателям, имена. Имена друзей и врагов, жен и детей, поклонников и гонителей, их Муз, и их убийц.

И вот ей, Богу, хотелось бы закрыть список, но… Слово ведь уже вступило в определенное взаимодействие с читателем, отозвалось в нем, а иногда и побудило к действию. Помните, В.Каверин «Два капитана», юный герой читает письма погибшего капитана, проносит их в своей памяти, в своем сердце, через жизнь, через войну, чтобы, в конце концов…

А всего-то, письма – один человек пишет другому, желая донести новости, переживания, и т.п. Что же можно сказать о рассказе, повести или романе, где каждое слово выверено, взвешено, и только после этого отдано читателю на суд.

Пожалуй, это самая неизученная часть литературы, как слово литературного произведения отзывается в читателе. И нельзя забывать, написанное произведение – это один текст, а вот прочи-танное, это уже другой текст. Здесь, конечно, играет роль и талант писателя, чем более он высок, тем более приближается написанное слово, к прочитанному слову. Но для этого, талантливым должен быть не только писатель, но и читатель… Это все, область осознанных знаний, если мож-но так выразиться, а ведь есть еще чувства, тончайшая материя, на которую влияет не только сло-во, но и звук, свет, настроение и все-все-все…

Осознает ли писатель, какой властью, каким уровнем воздействия он владеет…

Ваш отзыв

*

Навигация

Поиск

Архив

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Подписка