День юбки…

День юбки (La journee de la jupe),

но в прокате выбрали название «Последний урок»

В главной роли — Изабель Аджани;
Режиссер — Жан-Поль Лилиенфельд,
Франция, Бельгия, год выпуска — 2008

Ну а дальше, сами понимаете, все по желанию. Нравятся фильмы о социальных проблемах в
современной Европе, в частности, во Франции — вперед. Нравятся неразрешимые школьные,
национальные, государственные и прочие вопросы — аналогично. Не интересуют такие проблемы — не смотрите, берегите нервную систему.

Тем же, кто еще размышляет: бедный район, основное население беженцы из арабских стран,
где все еще хуже. Здесь же, подростковая преступность, оружие, наркотики и все, что с этим
связано, ну а по другую сторону полиция и министерство образования, которые явно не
справляются со своими обязанностями, ну и как везде и всегда, между всем этим — учитель. Так и
хочется сказать — конфликт неизбежен, но это звучит неверно. Ибо подразумевает, что существует
некая возможность не доводить до конфликта, или принять какие-то меры и конфликта избежать, что-то изменить, что-то исправить, поступить правильно, если можно так выразиться. Но это не тот фильм, и уж точно не та история…, потому что показанный в фильме конфликт появился, наверное, вместе с понятием государство…, а может быть, с понятием образование…, хотя, видимо, еще раньше. Речь лишь о том, в какой именно момент существующий конфликт проявиться в полотне данного фильма и в каком именно виде…

Что-то не понятно? Ладно, давайте по буквам — дети, чьи родители, по существу, нищие.
Чтобы хоть как-то выжить они работают за гроши круглые сутки, а дети, соответственно,
предоставлены сами себе. Полиция, которая, в каждом таком жителе, независимо от возраста и пола видит преступника, и они, не так уж и неправы, так показывает статистика. Родители, которые убеждены, что делают все для своих чад…, ну и конечно, сами чада, воспитанные в нищете, без должного присмотра, пытающиеся выжить как-то сами, по каким-то там своим понятиям, запутанным, до невозможности. Потому что намешаны там без разбора и без меры, религия, преступность, возрастные проблемы, да и вообще, все, что окружает их в этом мире, и что они, в конечном итоге ненавидят. Ну, и прежде всего, потому что они дети…, подростки.

Нет-нет, это не все, это лишь фон. А на этом фоне, девять учеников, одна учительница и один
заряженный ствол. Думаете, что все решает ствол, мол, у кого он в руках, тот и контролирует
ситуацию — нет. Тот, у кого в руках ствол, может лишь высказать свою точку зрения, но не более
того. Сначала ее высказывает учительница, то есть, она ведет урок о Мольере, ну а потом оружие
как переходящий приз…, точнее, как место на трибуне. Взял — имеешь право на несколько слов. Вот и выясняется, что мусульмане не знают молитв, арабы не знают языка, девочки не девочки, ну а мальчики…, то ли сопляки, то ли малолетние преступники, а может, просто боятся…, ну и так
далее.

Ах да, еще есть администрация школы, министр образования и родители. Ну, тут просто
бардак. Директор вынужден извиваться между министерством и родителями, потому что если нет
учеников, нет денег, а министерство денег не даст, если в школе нет учеников, а ученики сплошь
нищета и эмигранты. Родители почему-то думают, что их детки цветы без шипов и во всем винят
школу, правительство, полицию…, да и вообще всех. Остается полиция. Их мир черно-бел, либо
преступник, либо нет…, ну а когда все это сходится в одной точке времени и пространства….
Разумеется, никто ничего не контролирует, просто есть желание все это закончить, и не поубивать слишком много посторонних.

И наконец, вопрос, который просто невозможно не задать — кто пострадает? То есть, кто
нажмет на спусковой крючок, и в ком остановится пуля. Но если ответить на эти вопросы, не будет интереса смотреть…, есть же такое словечко — спойлер. Поэтому, если все сказанное
заинтересовало, посмотрите, а нет — так на нет и суда нет…

Что ж, вроде бы можно поставить точку. Фильм серьезный, достойный не только просмотра,
но и размышлений, и, разумеется, споров — все верно. Вот только точка не ставится, такое чувство,
что есть что-то еще…, что-то, что требует внимания и слов.

Вот если смотреть отсюда, то это все-таки чужой фильм, события то происходят во Франции,
а у них там вечно проблемы, то с эмигрантами, то с революционерами, то с министрами, но…

Но почему-то события с берегов Сены, невольно сносят нас на берега родные. Хотя у нас
другая система преподавания, все еще. Наркотики в школах у нас продают нечасто, да и
огнестрельное оружие в школе встретишь не каждый день, для нас, это все еще экзотика. Да и сама школа у нас, по-прежнему, образовательное учреждение…, хотя и оказывающие услуги. Мало того, большинство нас привыкло к тому, что состав учащихся в школах интернациональный — так повелось. Редко у кого в классе не было грузина, армянина, таджика или узбека, например, что касается автора, то с ним рядом, на уроках сидела цыганка, и он считал это абсолютно нормальным, они даже дружили. Правда, это было давно…, очень давно…, в другом государстве, если так подумать.

Что же касается современной школы…, хотя, нет! Нельзя начинать со школы, неправильно
это. Средняя школа, с ее косностью, с ее отставаниями от высоких технологий, с ее океаном
различных бумаг, бумажек, справок по любому поводу, никак не может быть первопричиной.
Школа слишком неповоротлива, такова ее природа. Конечно, есть передовые учителя, есть
ученики-вундеркинды, есть директора, которые тащат в школы компьютеры и прочие IT-новшества и умудряются развивать в школе коммерцию всех уровней, но слава Богу, таких немного, в основном, школа все еще отстает, тормозит и спотыкается, на все, сколько у нее имеется ног…. Так что, причина точно не в школе, да и не в учителях. Куда же смотреть, о чем тревожиться? Да и стоит ли тревожиться вообще? В конце концов, представитель другой национальности в классе не такая уж и проблема, по крайней мере, если ребенок хоть немного говорит на русском языке. Да, учить его сложнее, общаться с ним проблематично, все это ложится на плечи учителя, но это решаемо. Точнее, это решается едва ли не ежедневно самыми разными учителями. Так что, школа не причина, школа — точно такая же жертва…

Вот интересно, что случится, если из школы убрать имеющихся учителей и заменить их…, ей
Богу, смешно, чем можно заменить Учителя в школе? Так что, заменить их, на учителей, которые
всем довольны. А что, я имею полное право фантазировать…. Так вот, заменить на учителей,
которые не имеют семей, которые довольны нищенской зарплатой и своим положением в обществе. Знаете, кого они будут воспитывать — правильно — себе подобных, т.е. рабов. Черт возьми, да не надо никаких бомб, не надо никаких войн, никаких экономических диверсий. Делайте так, как делаете сейчас, не обращайте внимания.

Хотите вы этого или нет, но не экономика оплот современного государства. Не военные, не
специальные службы, не бизнесмены, а именно школа, а все потому что, в школе воспитываются
будущие министры, чиновники, государственные служащие всех рангов и прочая публика, даже
президент, уж извините, но когда-то ходил в школу. Родители, разумеется, оказывают определенное влияние, но они целый день на работе, а вечером, они то кормят, то стирают, то ругаются, то пьют…, а в выходные дни и праздники они отдыхают, как положено по закону…. Так кто-то же занимается воспитанием их чад? А вы догадайтесь! Родители могут помочь школе, но основная нагрузка именно на школе, и если государство относится к школе так, пусть государство будет готово к тому, что люди, учившиеся в школе, будут относиться к государству точно так же, с
презрением. Pardonner, а вы что хотели?!

И в финале, существует одна организация, которая давно пытается присвоить себе роль
учителя людей…, нет, это не Министерство образования, но это церковь, во всех ликах и личинах, в которых она только существует. То и дело мелькают в СМИ эти умиротворенные дяди облаченные в золотую парчу — они учителя человеков? Вера — это путь, который человек проходит в одиночестве. Что будет на том конце пути — не известно, это каждый узнает сам и в свое время. Что же касается религии, это просто еще одно министерство, а чем известны все министерства — верно, обманами, скандалами, расследованиями и прочей дорогостоящей ерундой. Режиссеры, не надо снимать тупые сериалы, просто следите за работой министерств — там есть все, что вы пытаетесь придумать для развлечения зрителя.

Но если говорить серьезно, то, что показано в фильме, это недалекое, быстро
приближающееся будущее нашей средней школы. Не выдержать ей, родимой, ни наших
попов-министров, ни этого финансирования, ни меняющихся ежегодно программ и кордебалета с учебниками. Не выдержат и уйдут достойные учителя, останется тот, кому абсолютно параллельна судьба детей, да и будущего страны. А если нет школы…, извините, вообще ничего нет. Да, можно учиться частной школе в Великобритании, а еще смешнее, можно учиться в частной школе в Штатах. А потом можно окончить Оксфорд или Принстон, и сделать это с красным дипломом, вот только этот блестящий выпускник, юноша или девушка будут гражданами той страны, в школе которой они учились…

Ваш отзыв

*

Навигация

Поиск

Архив

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Подписка