Спасение Мира

А как вы относитесь к художественным фильмам, которые по какому-то там реестру числятся фильмами-катастрофами. То есть, существует первый критерий, он вообще как у всех произведений кинематографического искусства, талантливо или не талантливо сделано, а вот второй? То есть сама идея того, что некая группа людей спасает весь Мир от какого-то там зла, причем, это даже не важно от какого именно…. Очередной ледниковый период, падение огромных метеоритов, смещение тектонических плит…, что там еще бывает – ну конечно, террористы всех мастей и, естественно, безумцы со всевозможными страшными диагнозами. Чаще всего это делают представители Соединенных Штатов Америки, иногда в союзе с другими странами, хотя, следует заметить, что существуют и отечественные варианты. Это, так сказать, на любителя, но практически после каждого такого фильма можно услышать массу критических замечаний, где фигурируют такие выражения: не убедительно, глупость, придумали какую-то ерунду, могли бы и со специалистами посоветоваться, прежде чем снимать всякий бред…, есть и более грубые выражения. Пожалуй, с большинством этих комментариев следует согласиться, идеи высосаны из пальцев, сюжетные линии, как и повороты предсказуемы, и уж непременно, в каждом таком фильме есть свой happy end, что, кстати, некоторых зрителей особенно раздражает.

А вот, наконец, и вопрос: есть ли вообще, существуют ли художественное произведение, где спасение Мира не выглядело бы глупо, надумано, а то и вовсе бессмысленно? Или даже другая формулировка, а кто из авторов в мировой классике пытался спасти Мир? Ладно, пусть не весь Мир, а хотя бы человечество… или, хотя бы, какую-нибудь значительную его часть? И вот же какой фокус – нет такого произведения. Не нравятся современные, обратитесь к историям старинным, а если и они не устраивают, обратитесь…, так сказать, к первоисточнику. Так вот, даже в нем никто не спасал Мир, как таковой. Отдельно взятую и крайне малочисленную группу людей, это было, но при этом, было уничтожено такое количество других людей, что со спасенными, даже и сравнивать как-то неловко, не говоря уж о спасении многострадального Ноя с его весьма немногочисленным семейством, но огромным зоопарком.

Извините, что же тогда получается? Классики, в частности литературные, были люди весьма образованными и умными. Многие их идеи признаны гуманистическими, мало того, именно эти идеи легли в основу воспитания подрастающих поколений, и все-таки. И все-таки, ни один из них не взял на себя ответственность, и не написал произведения, в котором говорилось бы о спасении всего Мира? Конечно, существуют несколько вариантов ответов.

Например, это слишком большая, слишком тяжелая тема, и одному человеку ее не осилить, а писательство, вещь, как бы, индивидуальная. Другой вариант, такая тема почему-то не вдохновила писателя. А ведь странно, режиссера средней руки, такого же сценариста и аналогичного оператора вдохновила, а вот писателя – нет. Или, вот еще один вариант, писатели почему-то считают, что спасать весь Мир или все человечество совсем не обязательно. Да, вот такой вот странный, выборочный гуманизм. Интересно, почему?

Есть некая версия для внимания. На определенном этапе развития человеческого общества, ему было предписано перестать быть стадом. Мало того, каждый родившийся, или родившаяся, по факту рождения, представляет собой некую, неповторимую ценность. Они могут вырасти в одной местности, могут говорить на одном языке, они даже могут появиться в одной семье, у одной матери и даже в один день, но при этом, они – разные. И каждый новый день жизни делает их еще более разными, и так до самой смерти. В одних преобладает то, что принято называть добром, в других, то, что принято называть злом, но это ведь относительные понятия, принятые, для этой местности или для этого общества, а они совсем не абсолютны и уж точно не повсеместны.

И вот что получается, живет на свете огромное количество людей, более 7 миллиардов, если выразиться точнее, и все они разные, и в каждом намешено всякого, и каждый в определенной ситуации может оказаться праведником, или, если ситуация измениться, грешником. По сути, правительствам, гражданским сообществам, партиям и кто там у нас еще имеется, всего-то и надо создать некие условия, в которых каждый из 7 миллиардов станет скорее праведником, нежели чем наоборот. Простая, но совершенно непосильная для современного общества задача. И все потому, что различные общества, по-прежнему, предпочитают стадо, а не индивидуумов. Стадом ведь проще управлять, впрочем, об этом уже и так много сказано и еще больше написано…. И, кстати, не следует обижаться на «стадо», в известном произведении этот термин тоже широко используется, да вроде как еще и с положительными интонациями.

Вот и получается, большинство писателей бегут подобной ответственности, а заодно и таких сюжетных поворотов, а уж если этого не избежать, например, в силу выбранной темы, то используют они ту самую Древнюю Книгу, автор которой весьма известный Неизвестный.

И вот, если с литературой все более или менее понятно, почему в кинематографе дело обстоит иначе? Почему ежегодно тот или иной режиссер своей волей уничтожает на экране огромное количество представителей рода человеческого, а иногда, делает это во имя спасения нескольких условно-главных, причем даже и не всегда положительных героев? Уж не потому ли, что в фильме можно смотреть только картинки, совершенно не задумываясь о том, ради чего, по какой причине, и какая же за всем этим, все-таки, да спрятана мысль.

Ваш отзыв

*

Навигация

Поиск

Архив

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Подписка